"Чернышевского я, конечно, читал, но чего‑нибудь полезного для себя не нашел в нем. В частности, его тезис о превосходстве жизни над искусством двусмыслен, потому что не указывается, в каком отношении искусство сравнивается с жизнью. Искусство - проявление жизни и потому часть жізни, как целого. Как же сравнивать часть с целым. Ho по признаку красоты, или эстетического оформления, искусство выше жизни, ибо именно для этой узкой и специальной цели жизнью создается. Оно есть эстетическое осознание жизни. Можно ли сказать, что растение выше цветка. Цветок - часть растения, его орган, но красота растения именно в цветке находит свое высшее выражение и потому мы судим о растении, оцениваем его и распознаем его преимущественно по цветку. Тайный смысл тезиса Чернышевского м. б. выражен: как приглашение жить, а не заниматься искусством. Ho тогда в чем же жизнь, если будет устранена одна из лучших ее функций, и за нею, с таким же правом, и каждая из прочих. Про каждое проявление жизни можно сказать, что жизнь выше его, но если ощипешь все листья и цветы жизни, то от жизни ничего не останется."
П.Флоренский